
Башенный комплекс Цори
Информация о разрушении важного в историческом и культурном плане археологического комплекса появилась еще 8 октября, когда в ингушском сегменте соцсетей появились фото и видео обнаружения древних захоронений и предметов одежды. Позже выяснилось, что старинная постройка размывалась снизу рекой Шаги Хи, что якобы и привело к ее обрушению
Как сообщает издание “Фортанга”, власти знали о проблеме обрушения и просто не занимались ей. Издание информирует, что в комплексе были обнаружены артефакты, в числе которых старинные элементы одежды, музыкальные инструменты и головные уборы. Кроме того, были обнаружены фрагменты 218 тел, которые впоследствии перезахоронили недалеко от разрушенного склепа.
Проблема склепа не нова и об угрозе его разрушения было известно еще 3-4 года назад, тем не менее руководством Джейрахско-Ассинского государственного заповедника никаких действий не предпринимались по причине, якобы, отсутствия средств.
Источник «Фортанги» во властных кругах республики сообщил, что для заботы о склепах в республике в последние годы деньги выделялись, в частности это делал миллиардер Михаил Гуцериев. Однако до объектов они не доходили. Курируют эту работу председатель правительства региона из Самары Владимир Сластенин и начальник Управления культурного наследия Магомед Дзарахов.
«В ведомстве Дзарахова процветает коррупция и никакой конкретной работы не делается. Все об этом знают. Тому же Дзарахову и Эсет Боковой отправляли письма об ужасном состоянии склепа после первых разрушений. Но они даже не стали этим заниматься и просто забили на все, им такое не интересно.
В итоге все обрушилось и непонятно, что теперь вообще с этими артефактами, там ведь не было никаких представителей власти или правоохранительных органов. То есть чиновники не стали заниматься этой проблемой и довели до такого состояния», — сообщил по информации сайта “Фортанга”, их источник.
После скандала, вызванного информацией о разрушении важного археологического объекта, состоялось совещании с участием главы Ингушетии Калиматова, на котором было предложено пересмотреть и расширить штат заповедника, а также его технические возможности. Кроме того предлагается поставить на учет все разрушающиеся склепы и гробницы республики и провести охранно-спасательные работы в масштабах республики. Что из этого будет сделано и когда обнаруженные на месте обрушения склепа артефакты попадут в музей, изданию не известно, как и то, найдут ли хотя бы теперь чиновники время для этого вопроса.
Впрочем, на фоне масштабной мобилизации, проводимой властями Ингушетии для отправки в российскую армию солдат на войну против Украины, деньги и время для спасения национальных культурных и исторических ценностей ингушского народа у наместников Кремля вряд ли найдутся.