
Фото: Public Domain.
- Битва за Кавказ в истории Второй мировой войны
- Депортация карачаевцев
- Депортация чеченцев и ингушей
- Депортация балкарцев
- Имперская политика современной российской власти
23 июля 1942 немецкими войсками и их союзниками был взят Ростов-на-Дону и развернуто наступление на Кубань. Так началась одно из крупнейших сражений Второй мировой войны, известное как Битва за Кавказ. Это сражение продолжалось вплоть до начала октября 1943 года, в нем участвовало более 1 миллиона 800 тысяч военнослужащих с обеих сторон. Потери превысили 625 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Предпосылкой для этого сражения стала неудачное весеннее наступления Красной Армии на Харьков, известное как “Харьковская катастрофа”, в результате которого наступающие войска были окружены и разбиты. Только в плен попало более 200 тысяч солдат и офицеров. Это позволило немецкому командованию в июле развернуть широкомасштабную наступательную операцию под названием “План Блау”, в ходе которой предполагался захват всех южных регионов СССР, включая Кавказ, нефтяных месторождений Северного Кавказа и Баку. Этот план в качестве вспомогательного направления удара подразумевал взятие Сталинграда и установлением контроля над дельтой Волги.
В итоге мощного наступления немецко-румынских войск в южном и юго-восточном направлении от Ростова-на-Дону за два месяца боев ими были захвачены Краснодарский и Ставропольский края, а также большинство регионов Северного Кавказа. Был взят Моздок и развернуто наступление в сторону Владикавказа (тогда назывался Орджоникидзе) и Грозного. Начались жестокие бои за контроль над перевалам Большого Кавказского хребта. 21 августа 1942 года немецкие альпинисты водрузили флаг со свастикой на Эльбрусе. Только в сентябре, ценой огромных жертв, Красной Армии удалось остановить наступление противника на подступах к Владикавказу и Грозному. Боевые действия постепенно перешли в позиционную борьбу, в ходе которой обе стороны периодически предпринимали попытки наступательных действий на отдельных направлениях.
Только в начале 1943, в результате успешного контрнаступления советских войск под Сталинградом и возникшей угрозы окружение всей кавказской группировки, немецко-румынские войска начали масштабное отступление. Это позволило Красной Армии перейти в наступление на Кавказе по всей линии фронта. К марту весь Северный Кавказ был освобожден от немецко-румынских сил и бои развернулись вдоль оборонительных рубежей на Таманском полуострове, известных как “Голубая линия”. Нанести поражение этой группировке и заставить ее эвакуироваться в Крым, советские войска смогли только в начале октября 1943 года.
Однако по окончанию боев на Кавказе развернулась новая человеческая драма, известная как Массовая депортация народов Северного кавказа. Репрессии начались сразу же по окончании боев за Кавказ, в октябре 1943 года.
Первыми под удар попали карачаевцы. Территория Карачаевской автономной области находилась под оккупацией с начала августа 1942 до конца января 1943 года. С началом Великой Отечественной войны в Карачаевской области была проведена мобилизация, в результате которой на фронт отправилось 15 600 представителей народов, населявших ее. Кроме того, еще 3000 человек были направлены в трудовые армии. По данным ОБД Мемориал, в ходе войны погибли, попали в плен и пропали без вести свыше 8 тысяч представителей Карачаевской области, большинство из которых были карачаевцы. И это при том, что согласно данным переписи 1939 года в СССР насчитывалось всего 75 763 карачаевца, из которых 70 301 человек проживал в Карачаевской АО. Двое карачаевцев — Харун Умарович Богатырёв и Осман Мусаевич Касаев стали Героями Советского Союза. Тем не менее, в начале октября 1943 начальником ОББ НКВД СССР A. M. Леонтьевым готовится доклад, где утверждается, что после оккупации немецкое командование в Карачае «установило тесную связь с местными националистами, главарями банд, руководителями мусульманского духовенства и мюридских сект и их представителей и создало так называемый Карачаевский национальный комитет». На основании этой информации выходит Указ ПВС СССР № 115/13 «О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории», где утверждается, что «многие карачаевцы вели себя предательски», а также «вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью», выдвигаются обвинения в выдаче немцам советских граждан, службе у немцев проводниками на перевалах, а после установления советской власти карачаевцы «…противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь». В результате со 2 по 5 ноября силами войск НКВД в количестве более 50 тысяч человек осуществляется массовая принудительная депортация более чем 68 614 карачаевцев. Во время ссылки от голода и лишений погибли более 43 тысяч человек, в том числе 23 тысяч детей. Обвинения с народа карачаевцев были сняты только в 1957 году.
Следующий удар был нанесен в начале 1944 года по чеченцам и ингушам. 29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей. Берия лично прибыл в Грозный для руководства операцией, получившей издевательское название “Чечевица”. Были задействованы до 19 тысяч сотрудников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тысяч человек войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности”. Депортация началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и продолжалась до 9 марта 1944 года. Началом депортации стало кодовое слово «Пантера», которое было передано по радио. В ходе операции, по различным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. При этом в ходе выселения к мирным гражданам активно применялось насилие. Пытавшиеся сопротивляться убивались на месте. Убегавших ловили и убивали. Множество людей умерли во время депортации, которая осуществлялась в нечеловеческих условиях в товарных вагонах. В итоге, во время депортации и в первые годы после нее погибли примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей, т.е. практически каждый четвертый.
В качестве официальных причин депортации назывались массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельность и бандитизм. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории гласил:
“В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей, — Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
- Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать.
Совнаркому СССР наделить чеченцев и ингушей в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству…”
При этом никого не смутило, что вайнахи физически не могли массово сотрудничать с оккупантами хотя в силу отсутствия оккупации! В ходе битвы за Кавказ 1942-1943 годов была захвачена лишь незначительную часть Малгобекского района и то крайне не на долго. При этом масштабы антисоветской деятельности и бандитизма в республике также не превышали аналогичных показателей в соседних регионах, а официальные данные были сфальсифицированы для оправдания действий власти.
Причем депортация коснулась и многих тысяч чеченцев и ингушей, сражавшихся в это время в рядах Красной Армии. Из армии было уволено и тут же репрессировано более 5300 бойцов ингушской и чеченской национальностей. Им предписывалось выехать в Алма-Ату и поступить в распоряжение отделов спецпоселений НКВД Казахской ССР. Только в октябре 1945 года репрессированные военнослужащие были освобождены от статуса спецпереселенцев, но им все равно было запрещено возвращаться на родину.
Одновременно началось массовое переселение на территорию Чечено-Ингушской автономной республики семей из Ставрополья и центральных районов России — Тамбовской, Пензенской, Ульяновской и других областей. Только летом 1956 начался постепенный процесс реабилитации, включая право на возвращение на родину.
Почти одновременно с депортацией чеченцев и ингушей была проведена и депортация балкарцев. 24 февраля в совершенно секретной телеграмме Берии на имя Сталина обосновывается необходимость депортации балкарцев:
“…в 1942 г. антисоветские элементы в Балкарии значительно активизировали свою вражескую работу в тылу Красной Армии, создавали бандитско-повстанческие группы, используя бежавших с фронта дезертиров из балкарцев… В балкарских районах ушла в банды и часть руководящих советских и партийных работников… Оккупация немцами большинством балкарцев была встречена доброжелательно… По указке немцев и привезенных ими с собой эмигрантов Шокманова и Кемметова, балкарцы договорились с карачаевцами об объединении Балкарии с Карачаем”
26 февраля Берия издает приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». 5 марта в балкарские села прибыли воинские части НКВД СССР общей численностью более 21 тысячи человек Рано утром 8 марта 1944 года населению был отдан приказ собраться в дорогу. Вся операция по выселению балкарцев продлилась два часа. Выселению подверглось все население без исключения, в том числе участники Гражданской войны, демобилизованные по ранению, инвалиды войны, родители, жёны, дети фронтовиков, депутаты Советов всех уровней, руководители партийных и советских органов. 1 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека». В ходе депортации по официальным данным погибло 561 человек. Только 28 апреля 1956 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении крымских татар, балкарцев, турок — граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны”, после чего началось постепенное возвращение балкарцев на родину.
Массовые преступления, совершенные сталинским режимом под надуманными предлогами, в первую очередь, “пособничества оккупантам”, по отношению к народам Северного Кавказа, фактически являлись актами геноцида по отношению к этим народам. Достаточно вспомнить, что так называемый “казачий коллаборационизм”, в результате которого в составе специальных частей Вермахта и войск СС сражалось более 90 тысяч этнических русских, преимущественно родом с Дона и Кубани, не привел к массовым депортациям населения этих регионов. Хотя, конечно, судьба большинства этих людей тоже была печальной.
Но и сейчас мы видим, как кремлевские власти пытаются использовать народы Северного Кавказа в качестве “пушечного мяса” в ходе агрессивной войны против Украины. Сотни погибших на так называемой “специальной военной операции” чеченцев, дагестанцев, североосетинцев и представителей других народов этого региона, яркое доказательство этой имперской политики. Их не волнует жизнь детей Кавказа, которых бросают на убой в этой несправедливой войне. Но когда сами кавказцы начинают выступать в защиту своих прав, против несправедливости у себя на родине, на них бросают ОМОН из российской глубинки, как это было в Ингушетии в конце 2018 года. И в этом суть имперской политики!